Процесс создания детского электромобиля
Промежуточный вариант.Часть 1

      В свое время где-то 25 лет назад, когда сыну было 5 лет, задумал я построить электромобиль. У меня был какой-то старенький педальный детский автомобильчик, по моему он назывался «Москвич». И вот на его базе я решил построить электромобиль.

   Но оказалось, что он совершенно для этого не приспособлен, и от него пришлось взять только рулевую штангу и рулевое управление.

   Решил делать открытую машину, типа картинга. В качестве несущей балки использовал квадратную трубу 40х25, и на ней все монтировал. В качестве двигателя использовал электродвигатель на 28 вольт от самолета, примерно ватт на 500. Аккумуляторы тоже были самолетные никель-серебрянные. Ну очень хорошие по сравнению с кислотными на тот период.

   Управление газом осуществлялось мощным переключателем дополнительных сопротивлений от тенов. Колеса использовал от детского велосипеда, правда на передние колеса диски сделал из шкивов.

   Делал на 7 этаже и чтобы машина входила в лифт пришлось ставить ее на попа. Для этого сзади были установлены 4 колесика от кресла, а руль сделан эллипсом.

   В общем, машина получилась в то время оригинальной и прослужила до настоящего времени. На ней ездил весь двор, младший сын, внук и даже супруга тренировалась, когда училась на права.На этом электромобиле катались не только дети, но и взрослые, некоторые даже учились ездить на нем и особенно учились ездить задним ходом. Электромобиль оправдал свои возможности, однако идет время, и у внуков уже другие запросы и мной было принято решение сделать электромобиль с большими возможностями.


Сейчас она выгладит примерно так:

Вид сзади, со стороны двигателей (двигатели уже от охлаждения радиатора)

В результате получился вот такой промежуточный вариант.

    И вот в течении 5 месяцев труда по вечерам и выходным был сконструирован первый вариант электромобиля, который был назван БАЯ-1 в честь моих двух внуков Антона и Ярослава.

   Были поставлены следующие задачи:
- более мощный двигатель;
- широкая резина;
- металлические диски;
- дисковые тормоза;
- большая грузоподъемность;
- современный дизайн;
- многоскоростной;
- электронное управление двигателем;
- безопасность водителя;
- защита водителя от жесткости конструкции;
- конструкция должна быть сварная или на болтах

   Процесс создания электромобиля шел несколько месяцев и на сегодняшний день еще не завершен. Не установлен щиток приборов, не закреплены аккумуляторы, еще не покрашен.
   
   Для начала определился с размерами рамы. Исходным было то, чтобы можно было кататься не только маленьким внукам, но и когда они подрастут. Да и взрослым иногда тоже можно было интересно прокатиться.

   Поэтому было за основу взята рама из двух квадратных труб 40х25.
    В связи с тем, что при повороте передние колеса требуют уменьшения ширины рамы, было принято решение сделать раму в виде трапеции.

   В качестве колес использовались колеса от тележек для перевозки груза диаметром 250 мм с подшипниками качения. Подшипники, правда плохие и их пришлось заменить.

   В качестве задней оси использовался калиброванный пруток диаметром 20 мм. Для крепления задней оси к раме использовались 204 подшипники через хомуты для крепления сантехнических труб. Хомуты крепились к раме на 6 мм болтах.
   В связи с тем, что подшипники крепятся к раме через резиновые прокладки и хомуты, возникла необходимость удерживать их от поперечного смещения, что выяснилось в процессе пробной эксплуатации. При резких поворотах задняя ось вместе с подшипниками смещалась и как результат соскакивала цепь со звездочки, закрепленной на оси. Чтобы этого не происходило, были установлены «П» - образные металлические пластинки с жесткой фиксацией на крепеже хомутов. Подшипники входят своей плоскостью в эти пластины, которые ограничивают смещение их вместе с осью в стороны.

   В первоначальном варианте оба задних колеса жестко крепились на оси, то есть было два ведущих колеса и естественно тормоза на оба колеса. Однако в дальнейшем, в процессе опытной эксплуатации, пришлось отказаться от этого и оставить на оси закрепленной только одно колесо. Это было связано с тем, что на крутых поворотах тратилось много энергии на пробуксовку одного из задних колес. Также происходит занос передней части машины в связи с тем, что основной вес приходится на задние колеса.

   Эксплуатация электромобиля показала, что одного ведущего колеса вполне достаточно при езде автомобиля по твердому покрытию. В тоже время при эксплуатации автомобиля зимой могут возникнуть некоторые проблемы с разгоном. Рассматривается вопрос о применении обгонных муфт или дифференциала.
   В качестве передней балки также была использована квадратная труба 40х25 установленная на ребро и посредством 6 мм болтов жестко прикреплена к продольным трубам.

   За основу поворотного механизма была взята статья «ПИОНЕР» - карт для начинающих из журнала «Моделист-Конструктор».
   В ступицу переднего колеса вставлены подшипники качения с внутренним диаметром 16 мм. Углы наклона поворотной оси (болт 10 мм) сделаны таким образом, что если отпустить руль автомобиль едет прямо.
   Трапеция сделана из элементов дверного доводчика, что позволило настраивать сход передних колес.
   Для ограничения поворота передних колес и чтобы они не доставали до рамы установлены специальные ограничивающие скобки.
   Рулевая колонка сделана из трубы диаметром 18 мм и с двух сторон приварены шпильки с резьбой диаметром 12 мм. Опора для рулевой колонки является гайка приваренная к уголку, который на болтах прикреплен к передней балке. Гайка с одной стороны позволяет легко крутится в ней рулевой колонке, а с другой удерживает колонку от вертикального перемещения. Небольшое перемещение рулевой колонки на одну нитку резьбы не влияет на рулевой механизм.
   Второй опорой рулевой колонки является кусок трубы с внутренним диаметром 18,5 мм, приваренной к трубе 40х25, которая в свою очередь приваренная к раме.
   Но оказалось, что основная опора рулевой колонки слишком близко расположена к сидению водителя, что не совсем безопасно при ударе о препятствие. Это выявилось после испытаний собранного электромобиля. В дальнейшем опора была отодвинута вперед на 10 сантиметров.

   Первоначально в качестве материала для рулевого колеса использовалась металлическая труба диаметром 18 мм. С использованием засыпанного в нее песка из нее было сделано рулевое колесо диаметром порядка 28 см. К рулевому колесу приварена металлическая пластина. Полученное рулевое колесо посредством этой пластины и специально выточенной втулке крепится к рулевой колонке.
   На рулевое колесо надевается разрезанный резиновый шланг и обматывается пластиковой лентой.
   С двух сторон рулевое колесо жестко затягивается на рулевой колонке гайками и для исключения проворачивания фиксируется через отверстие во втулке и шпильке 5 мм болтом. В дальнейшем в качестве рулевого колеса использовался несколько переделанный пластиковый руль от настольной игры.
   Для моторного отсека была сварена конструкция из квадратных труб (детали от багажника ВАЗ) и на болтах прикреплена к основанию рамы.
    Много времени ушло на подбор двигателя. Рассматривались варианты со стартером, электродвигателями от самолетов и другие. И после долгих поисков двигателя подходящей мощности и экономичности было принято решение сделать двигатель состоящий из трех моторов постоянного тока от радиатора охлаждения. У этих моторов возбуждение от постоянных магнитов, что позволяет выдавать больший крутящий момент при одинаковом токе в сравнении с использованием обмотки возбуждения. Так же в нем использованы подшипники качения. Суммарная мощность составляет порядка 750-1000 Вт. По паспорту они рассчитаны на 12 вольт и ток порядка 30А. Строенный двигатель (мотор охлаждения радиатора Газель 38.3780) крепятся на петлях (чтобы была возможность натяжения цепи)
   Были опробованы несколько вариантов объединения мощности этих двигателей и установкой их звездой и в один ряд. Однако любое объединение посредством шестеренок, ремней связано с потерей мощности. Поэтому остановился на варианте объединение валов всех трех моторов. Были сделаны специальное приспособление для соединения валов всех моторов. Соосность достигнута с использованием регулируемого крепежа на трех 8 мм шпильках. Крутится руками легко и перекосов нет.

   В двух моторах на задних крышках по центру просверливались отверстия. В задних выступы осей этих моторов по центру сделаны резаком (болгаркой) прорези на глубину порядка 5-7 мм. На этот хвостовик первого мотора надевалась трубка внутри которой располагалась пластина входящая в прорезь. Также на второй конец трубки с пластиной насаживался второй мотор и сами моторы фиксировались 8 мм гайками на основании состоящей из 3 осей.

   Третий мотор устанавливался лицом к лицу к второму мотору через надетую на валы трубку и зафиксированной шпильками из пружинного провода. И также посредством гаек достигалась соосность валов моторов. В результате получился двигатель состоящий из трех моторов соединенных между собой. Такое соединение позволило существенно сократить потери мощности. На ось первого мотора установлена самодельная звездочка с 9 зубьями, так как готовой таких размеров не нашел. Посредством велосипедной цепи крутящийся момент с понижением оборотов примерно в 3 раза передается на велосипедную втулку SHIMANO Nexus Inter 8 (Inter 8 Роллер)Шимано.

   Собранный двигатель через одну из осей крепления посредством петель (от дверей) крепится к раме моторного отсека. Для натяжения цепи использовался специальный механизм.
   
 Конец части 1.  
^Вверх^  
 Часть 2>>>  
   
   
Бессонов Вячеслав Федорович,
58 лет, Московская область,
Октябрь 2007 г.

 

 

 





Hosted by uCoz